Подпишись на RSS ленту!

МКБ 10. Класс V (F51-F92)


Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50-F59)

F50 Расстройства приема пищи

Исключены: анорексия БДУ (R63.0)
трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте (F98.2)
полифагия (R63.2)

F50.0 Нервная анорексия.
Расстройство, характеризующееся преднамеренной потерей массы тела, вызванной и поддерживаемой пациентом. Это расстройство, как правило, чаще встречается у девочек подросткового возраста и молодых женщин, но ему могут быть подвержены юноши и молодые мужчины, а также дети, приближающиеся к пубертатному периоду, и женщины старшего возраста (вплоть до наступления менопаузы). Расстройство ассоциируется со специфической психопатологической боязнью ожирения и дряблости фигуры, которая становится назойливой идеей, и пациенты устанавливают для себя низкий предел массы тела. Как правило, имеют место различные вторичные эндокринные и обменные нарушения и функциональные расстройства. Симптоматика включает ограничение диеты, чрезмерную физическую нагрузку, прием рвотных, слабительных и мочегонных средств, а также препаратов, понижающих аппетит.
Исключены: потеря аппетита (R63.0)
психогенная (F50.8)
F50.1 Атипичная нервная анорексия.
Расстройство, отвечающее некоторым чертам нервной анорексии, но полная клиническая картина которого не позволяет поставить этот диагноз. Так, один из ключевых симптомов вышеуказанного расстройства, такой, как аменорея или выраженная боязнь ожирения, может отсутствовать при наличии заметной потери массы тела и поведения, направленного на достижение похудания. Этот диагноз не следует ставить, если имеются свидетельства наличия соматического заболевания, вызывающего потерю массы тела.
F50.2 Нервная булимия.
Синдром, характеризующийся повторными приступами переедания и выраженным беспокойством по поводу контроля за мас-
сой тела. Это приводит к выработке стиля переедания, сопровождаемого вызовом рвоты и использованием слабительных
средств. Это расстройство имеет много общего с нервной анорексией, включая сверхозабоченность свой фигурой и мас-
сой тела. Повторные рвоты чреваты нарушениями электролитного баланса и соматическими осложнениями. Часто (но не
всегда) в анамнезе пациента отмечается ранее имевший место эпизод нервной анорексии с колебаниями его давности от не-
скольких месяцев до нескольких лет. Булимия БДУ. Нервная кинорексия
F50.3 Атипичная нервная булимия.
Расстройство, имеющее некоторые признаки нервной булимии, но полная клиническая картина не позволяет поставить этот
диагноз. Например, могут иметь место повторные приступы переедания и чрезмерное употребление слабительных средств
без значительных изменений массы тела или может отсутствовать типичная сверхозабоченность собственной фигурой и
массой тела.
F50.4 Переедание, связанное с другими психологическими расстройствами.
Переедание вследствие стрессовых событий, таких, как тяжелая утрата, несчастный случай, рождение ребенка и т.д.
Психогенное переедание.
Исключено: ожирение (E66. -)
F50.5 Рвота, связанная с другими психологическими расстройствами
Повторная рвота, которая возникает при диссоциативных расстройствах (F44. -) и ипохондрическом расстройстве (F45.2) и которая не является исключительно следствием состояний, не входящих в перечень данного класса. Эта подрубрика может также использоваться как дополнение к рубрике O21. — (Чрезмерная рвота при беременности), когда эмоциональные факторы доминируют в причине повторной тошноты и рвоты у беременных. Психогенная рвота.
Исключены: тошнота (R11)
рвота БДУ (R11)
F50.8 Другие расстройства приема пищи.
Поедание несъедобного [извращенный аппетит] у взрослых. Психогенная потеря аппетита.
Исключено: поедание несъедобного [извращенный аппетит] у младенцев и детей (F98.3)
F50.9 Расстройство приема пищи неуточненное

F51 Расстройства сна неорганической этиологии

Во многих случаях нарушение сна является одним из симптомов других расстройств — психических или соматических. Являются ли нарушения сна у данного пациента самостоятельным состоянием или просто одним из симптомов другого нарушения, классифицированного в рубриках этого или любого другого класса, следует определять на основе клинической картины и течения расстройства, а также с учетом терапевтических заключений у приоритетов, установленных во время консультации. Как правило, если расстройство сна является одним из главных недугов и воспринимается как болезненное
состояние само по себе, данный код следует использовать вместе с другими кодами диагнозов психопатологических и патофизиологических расстройств, имеющихся в данном случае. Эта рубрика включает только те нарушения сна, при которых ведущими этиологическими факторами являются эмоциональные причины и которые не не имеют в своей основе идентифицированных в каких-либо рубриках физических нарушений.
Исключены: расстройства сна (органической этиологии) (G47. -)

F51.0 Бессонница неорганической этиологии.
Состояние неудовлетворительной продолжительности и/или неудовлетворительного качества сна, которое сохраняется в
течение значительного отрезка времени и включает трудности засыпания, трудности оставаться в состоянии сна или раннее
окончательное пробуждение. Бессонница является общим симптомом многих психических и соматических расстройств и
должна классифицироваться данной подрубрикой в дополнение к основному заболеванию только в том случае, если она до-
минирует в клинической картине.
Исключена: бессонница (органической этиологии) (G47.0)
F51.1 Сонливость [гиперсомния] неорганической этиологии.
Гиперсомния определяется как состояние чрезмерной сонливости и приступов сна в дневное время или как затяжной пе-
реход к состоянию полного бодрствования при пробуждении. Если в этиологии гиперсомнии отсутствует органический фак-
тор, это состояние обычно связывают с психическим расстройством.
Исключены: гиперсомния (органической этиологии) (G47.1)
нарколепсия (G47.4)
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии.
Недостаток синхронности между существующим у пациента режимом сна и бодрствования и тем, какого режима сна и бодр-
ствования требует окружающая его обстановка, результатом чего являются жалобы на бессонницу или гиперсомнию.
Психогенная инверсия:
. циркадного }
. никтогемерального } ритма
. сна }
Исключены: нарушения цикличности сна и бодрствования (органической этиологии) (G47.2)
F51.3 Снохождение [сомнамбулизм].
Форма измененного сознания, при которой сочетаются состояния сна и бодрствования. Во время эпизода сомнамбулизма
человек встает с постели обычно в течение первой трети ночного сна и ходит, демонстрируя низкий уровень осознавания, реактивности и двигательного умения. При пробуждении он обычно не вспоминает случившееся.
F51.4 Ужасы во время сна [ночные ужасы].
Ночные эпизоды крайнего ужаса и паники, сопровождаемые интенсивными восклицаниями, движениями и высоким уровнем вегетативных проявлений. Больной садится или вскакивает с постели обычно в течение первой трети ночного сна с пани-
ческим криком. Довольно часто он рвется к двери, как бы пытаясь убежать, хотя очень редко покидает комнату. Воспо-
минание о случившемся, если оно есть, очень ограничено (обычно один или два фрагмента мысленных воображений).
F51.5 Кошмары.
Переживания во сне перегружены тревогой или страхом. Больной помнит все детали содержания сна. Картины сна очень
яркие и обычно включают темы, касающиеся угрозы жизни, безопасности или самооценки. Довольно часто имеет место
повторение одних и тех же или подобных пугающих кошмарных сновидений. В течение типичного эпизода данного расстрой-
ства выражены вегетативные проявления, но нет заметных восклицаний или движений тела. При пробуждении человек
быстро становится бодрым и ориентированным. Ночное тревожное расстройство
F51.8 Другие расстройства сна неорганической этиологии
F51.9 Расстройство сна неорганической этиологии неуточненное.
Эмоциональное расстройство сна БДУ

F52 Сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями

Сексуальная дисфункция охватывает различные состояния, в силу которых индивид не способен вступать в сексуальную связь, как бы он того ни желал. Половая реакция является психосоматическим процессом, и обычно и психологический, и соматический процессы причастны к сексуальной дисфункции.
Исключен: синдром Дата (F48.8)

F52.0 Отсутствие или потеря сексуального влечения.
Потеря сексуального влечения является основной проблемой, и она не вторична по отношению к другим сексуальным про-
блемам, таким, как недостаток эрекции или диспареуния. Фригидность. Сниженное сексуальное влечение
F52.1 Отвращение к половым сношениям и отсутствие полового удовольствия.
Перспектива сексуального сношения вызывает такой страх или тревогу, что заставляет избегать полового акта (отвращение
к половым сношениям), либо сексуальная реакция оказывается нормальной и испытывается оргазм, но отсутствует соответ-
ствующее приятное ощущение (отсутствие полового удовольствия). Ангедония (сексуальная)
F52.2 Недостаточность генитальной реакции.
Основной проблемой для мужчин является нарушение эрекции (трудности с возникновением или поддержанием эрекции, до-
статочной для удовлетворительного полового сношения). У женщин главной проблемой является сухость влагалища или
недостаток влагалищной смазки. Расстройство сексуального возбуждения у женщин. Эрективное расстройство у мужчин. Психогенная импотенция.
Исключена: импотенция органического происхождения (N48.4)
F52.3 Оргазмическая дисфункция.
Оргазм или не возникает, или значительно задерживается. Заторможенный оргазм (у мужчин) (у женщин).
Психогенное отсутствие оргазма
F52.4 Преждевременная эякуляция.
Невозможность контролировать эякуляцию в той мере, которая достаточна, чтобы оба партнера получили удовлетворение от
полового акта.
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения.
Спазм мышц тазового дна, окружающих влагалище, который препятствует открытию влагалища. Введение полового члена
невозможно или болезненно.
Исключен: вагинизм (органический) (N94.2)
F52.6 Диспареуния неорганического происхождения.
Диспареуния (болевое ощущение во время полового акта) возникает и у мужчин, и у женщин. Часто диспареуния может
быть связана с локальным патологическим процессом, и тогда ее следует классифицировать в соответствии с этим патоло-
гическим состоянием. Данную подрубрику следует использовать только в том случае, если отсутствует первичная не-
органическая сексуальная дисфункция (например, вагинизм или сухость влагалища). Психогенная диспареуния.
Исключена: диспареуния (органическая) (N94.1)
F52.7 Повышенное половое влечение. Нимфомания. Сатириаз
F52.8 Другая сексуальная дисфункция, не обусловленная органическим нарушением или болезнью
F52.9 Сексуальная дисфункция, не обусловленная органическим нарушением или болезнью, неуточненная

F53 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с
послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках

Эта рубрика включает только психические расстройства, связанные с послеродовым периодом (возникшие в течение 6 недель после родов), которые не соответствуют критериям, применяемым к расстройствам, классифицированным в каких-либо других рубриках этого класса; это объясняется либо недостаточностью доступной информации, либо тем, что присутствуют дополнительные клинические проявления, что делает неуместной классификацию этих расстройств в каких-либо других рубриках.

F53.0 Легкие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках.
Депрессия:
. постнатальная БДУ
. послеродовая БДУ
F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках. Послеродовой психоз БДУ
F53.8 Другие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
F53.9 Послеродовое психическое расстройство неуточненное

F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках

Эту рубрику следует использовать для кодирования имеющихся психологических и поведенческих факторов, рассматривающихся как основная этиологическая причина соматических расстройств, которые могут быть отнесены к другим классам болезней. Эти проистекающие психические нарушения обычно слабо выражены и часто устойчивы (например, волнение, эмоциональный конфликт, мрачные предчувствия) и сами по себе не позволяют использовать какую-либо другую рубрику этого класса. Психологические факторы, влияющие на физическое состояние.
Примерами использования этой рубрики могут служить:
. астма F54 и J45. —
. дерматит F54 и L23-L25
. язва желудка F54 и K25. —
. слизистый колит F54 и K58. —
. язвенный колит F54 и K51. —
. крапивница F54 и L50. —
При необходимости идентифицировать связанное соматическое нарушение используют дополнительный код.
Исключена: головная боль напряженного типа (G44.2)

F55 Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость

Может использоваться широкий спектр медикаментов и народных средств, но особую важность представляют: а) психотропные средства, не приводящие к возникновению зависимости, такие, как антидепрессанты; б) слабительные средства и в) обезболивающие средства, которые могут употребляться без назначения врача (например, аспирин и парацетамол).
Постоянное использование этих препаратов часто приводит к ненужным контактам с врачами и другим медицинским персоналом и иногда сопровождается развитием побочных реакций на эти вещества. Попытки разубедить в целесообразности приема этих препаратов или запретить их употребление часто вызывают сопротивление в отношении приема слабительных и обезболивающих средств. Такое сопротивление может иметь место, несмотря на предостережение о возможности (или даже развития) побочных реакций типа почечной дисфункции или нарушений электролитного баланса. Хотя обычно очевидно, что у пациента имеется выраженная мотивация к приему вещества, симптомы зависимости или абстиненции (классифицированные
в рубриках F10-F19), как при использовании психоактивных веществ, не развиваются.
Злоупотребление:
. антацидными средствами
. травами и средствами народной медицины
. стероидными или другими гормонами
. витаминами
Увлечение слабительными средствами
Исключено: злоупотребление психоактивными веществами (F10-F19)

F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами, неуточненные

Психогенная физиологическая дисфункция БДУ

РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (F60-F69)

Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе индивидуального развития как результат одновременного воздействия конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются на более поздних этапах жизни. Специфические расстройства личности (F60. -), смешанные и другие расстройства личности (F61. -), длительно сохраняющиеся изменения личности(F62. -) являются глубоко укоренившимися и длительными моделями поведения, проявляющимися как негибкая ответная реакция на самые разные личные и социальные ситуации. Такие расстройства представляют собой чрезвычайные или значительные отклонения от способа, которым обычный человек данного уровня культуры воспринимает, мыслит, чувствует и особенно общается с окружающими. Такие модели поведения имеют
тенденцию к устойчивости и охватывают многие области поведения и психологического функционирования. Данные расстройства часто, но не всегда связаны с субъективными переживаниями различной степени и
проблемами социального характера.

F60 Специфические расстройства личности

В эту рубрику отнесены тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении индивида, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга либо других психических нарушений. Обычно эти расстройства охватывают несколько сфер личности; почти всегда они тесно связаны с выраженными личными страданиями и социальным распадом. Эти расстройства обычно проявляются в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни.

F60.0 Параноидное расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к неудачам, невозможностью прощать обиды,
подозрительностью и склонностью к извращению действительности путем истолкования нейтральных или дружеских дейст-
вий окружающих как враждебных или пренебрежительных. Наблюдаются повторные необоснованные подозрения супруга или
сексуального партнера в неверности, воинствующее и упорное сознание собственной правоты. Такие лица склонны к преуве-
личенной самооценке; часто имеет место преувеличенное самомнение.
Личность (расстройство):
. экспансивно-параноидная
. фанатичная
. кверулянтная
. параноидная
. обидчиво параноидная
Исключены: паранойя (F22.0)
. кверулянтная (F22.8)
параноидный(ая)(ое):
. психоз (F22.0)
. шизофрения (F20.0)
. состояние (F22.0)
F60.1
Шизоидное расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся слабостью привязанностей, социальных и других контактов, склонностью к
фантазиям, отшельничеству и самоанализу. Имеет место ограниченная способность выражать чувства и испытывать удо-
вольствие.
Исключены: синдром Аспергера (F84.5)
бредовое расстройство (F22.0)
шизоидное расстройство в детском возрасте (F84.5)
шизофрения (F20. -)
шизотипическое расстройство (F21)
F60.2 Диссоциальное расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением больного и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта, включая наказание. Больные плохо переносят неудачи и легко поддаются агрессии, включая насилие. Они склонны обвинять других или давать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему их к конфликту с обществом.
Личность (расстройство):
. аморальная
. антисоциальная
. асоциальная
. психопатическая
. социопатическая
Исключены: расстройства поведения (F91. -)
эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3)
F60.3 Эмоционально неустойчивое расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся определенной склонностью к импульсивным действиям без учета последствий. Настроение непредсказуемо и капризно. Имеются склонность к вспышкам эмоций и неспособность контролировать
взрывчатое поведение. Отмечаются сварливость и конфликтность с окружающими, особенно тогда, когда импульсивные
поступки пресекаются и критикуются. Можно выделить два типа расстройства: импульсивный тип, характеризующийся
преимущественно эмоциональной нестабильностью и недостатком эмоционального контроля, и пограничный тип, для кото-
рого дополнительно характерны расстройство самовосприятия, целей и внутренних устремлений, хроническое ощущение пустоты, напряженные и нестабильные межличностные отношения и тенденция к саморазрушающему поведению, включая суицидальные жесты и попытки.
Личность (расстройство):
. агрессивная
. пограничная
. возбудимая
Исключено: диссоциальное расстройство личности (F60.2)
F60.4 Истерическое расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизирова-
нию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим же-
ланиям, отсутствием внимания к окружающим, легко ранимыми ощущениями и постоянным желанием иметь успех и внимание.
Личность (расстройство):
. истерическая
. психоинфантильная
F60.5 Ананкастное расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся чувством неуверенности в себе, чрезмерной щепетильностью, сдержанностью
и озабоченностью деталями, упрямством, осторожностью и непреклонностью. Могут присутствовать настойчивые или непро-
шенные мысли или действия, которые не достигают тяжести обессивно-компульсивного расстройства.
Личность (расстройство):
. компульсивная
. обессивная
. обессивно-компульсивная
Исключено: обсессивно-компульсивное расстройство (F42. -)
F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
Расстройство личности, характеризующееся ощущением внутренней напряженности, наличием мрачных предчувствий, от-
сутствием ощущения безопасности и комплексом неполноценности. Выражены постоянное сильное желание нравиться и
быть признанным, сверхчувствительная реакция на отказы и критику наряду с ограничением личных привязанностей, тен-
денцией к избеганию некоторых действий путем привычного преувеличения потенциальных опасностей и риска в обыденных
ситуациях.
F60.7 Расстройство типа зависимой личности.
Расстройство личности, характеризующееся глубоким пассивным подчинением окружающим людям в принятии больших и малых жизненных решений, выраженным страхом перед одиночеством, ощущением беспомощности и некомпетентности, пассивным согласием с желанием старших и окружающих и слабой реакцией на требования повседневной жизни. Отсутствие активности может выражаться в интеллектуальной и эмоциональной сферах; часто выражена тенденция к перекладыванию ответственности на других.
Личность (расстройство):
. астеническая
. неадекватная
. пассивная
. самоподавляющая
F60.8 Другие специфические расстройства личности.
Личность (расстройство):
. эксцентричная
. расторможенная («безудержная»)
. незрелая
. самовлюбленная (нарциссическая)
. пассивно-агрессивная
. психоневротическая
F60.9 Расстройство личности неуточненное. Невроз характера БДУ.
Патологическая личность БДУ

F61 Смешанные и другие расстройства личности

Эта рубрика предназначена для расстройств личности, которые часто причиняют беспокойство, но не проявляют специфической картины симптомов, характеризующих расстройства, классифицированные в рубрике F60. — , поэтому нередко их труднее диагностировать, чем расстройства, кодируемые в рубрике F60. — .
Примерами являются:
. смешанные расстройства личности с чертами некоторых расстройств, классифицированных в рубрике F60. — , но без доминирующего комплекса симптомов, позволяющего поставить более специфичный диагноз;
. причиняющие беспокойство изменения личности, не классифицированные в рубриках F60. — или F62. — и рассматривающиеся как вторичные по отношению к основному диагнозу имеющегося аффективного или тревожного расстройства.
Исключены: акцентуированные личностные черты (Z73.1)

F62 Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением
или болезнью головного мозга

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, которые возникли у человека, не имевшего в прошлом расстройств личности, пережившего катастрофу или чрезмерно длительный стресс, или перенесшего тяжелое психическое заболевание. Диагнозы этой рубрики следует ставить только тогда, когда очевидно наличие определенных и продолжительных изменений в личной модели восприятия, отношения и мыслей относительно окружающей обстановки и лично себя. Изменение личности должно быть значительным и должно ассоциироваться с негибким, не соответствующим нормам поведением, не
отмечавшимся ранее. Изменение не должно быть непосредственным проявлением имеющегося другого психического расстройства или остаточным симптомом какого-либо предшествующего психического заболевания.
Исключено: расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного
мозга (F07. -)

F62.0 Стойкое изменение личности после переживания катастрофы.
Длительно сохраняющееся (по крайней мере два года) изменение личности, вызванное действием катастрофического стресса. Стресс может быть таким экстремальным, что нет необходимости принимать во внимание индивидуальную ранимость для
того, чтобы объяснить глубину его воздействия на личность. Психическое расстройство характеризуется враждебным или
подозрительным отношением к окружающему, социальной самоизоляцией, чувством пустоты и безысходности, стойким ощу-
щением «пребывания на грани», как это отмечается в случае постоянных угроз, и отчужденностью. Этому типу изменения
личности может предшествовать расстройство, вызванное травматическим стрессом (F43.1).
Изменение личности после:
. пребывания в концентрационном лагере
. бедствия
. длительного:
. плена с угрозой быть убитым
. нахождения в ситуации, угрожающей жизни, типа быть жертвой терроризма
. пыток
Исключено: посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1)
F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания.
Изменение личности, сохраняющееся по крайней мере два года, которое вызвано травмирующим влиянием страдания от тя-
желой психической болезни. Изменение не может быть объяснено предшествующим расстройством личности. Его следует
дифференцировать от остаточных проявлений шизофрении и других состояний неполного выздоровления после предшеству-
ющей психической болезни. Это расстройство характеризуется чрезмерной зависимостью и нуждаемостью в других. Убежден-
ность человека в том, что болезнь изменила его и оставила на нем свое клеймо, приводит к неспособности формировать и
поддерживать тесные доверительные межличностные отношения и ведет к социальной изоляции. Наблюдается пассивность,
ограниченность интересов и слабая вовлекаемость в активное проведение досуга. Устойчивы жалобы на плохое самочувствие, которые могут быть связаны с ипохондрическими претензиями и болезненным поведением. Отмечается пониженное или
неустойчивое настроение, не являющееся следствием текущего психического расстройства или предшествующей психической болезни с остаточными аффективными симптомами, а также давнишние проблемы социального и профессионального функционирования.
F62.8 Другие стойкие изменения личности.
Хронический болевой личностный синдром
F62.9 Стойкое изменение личности неуточненное

F63 Расстройства привычек и влечений

Эта рубрика включает некоторые расстройства поведения, которые не классифицируются в других рубриках. Эти расстройства характеризуются повторными действиями, которые не имеют ясно выраженной рациональной мотивации, не могут контролироваться и обычно наносят вред самому больному и окружающим. Пациент говорит, что его поведение связано с влечением к действию. Причина этих расстройств не установлена, и они сгруппированы вместе на основе ярко
выраженной тождественности в их описании, а не из-за наличия у них каких-либо известных других важных общих особенностей.
Исключены: привычное чрезмерное употребление алкоголя или
психоактивных веществ (F10-F19)
расстройство влечений и привычек, затрагивающих сексуальное поведение (F65. -)

F63.0 Патологическое влечение к азартным играм.
Суть расстройства заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жизни пациента в ущерб
социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам.
Навязчивое влечение к азартным играм.
Исключены: пристрастие к азартным играм лиц с маниакальным эпизодом (F30. -)
склонность к азартным играм и пари БДУ (Z72.6)
склонность к азартным играм при диссоциальном расстройстве личности (F60.2)
F63.1 Патологическое влечение к поджогам [пиромания].
Расстройство, характеризующееся многочисленными актами поджогов имущества или других объектов или попытками под-
жогов, которые совершаются без какой-либо явной мотивации, а также увлеченностью всем, что связано с огнем и горением. Такое поведение часто связано с ощущением возрастающего напряжения перед этим действием и сильным возбуждением
сразу же после него.
Исключены: поджог (совершенный):
. взрослым человеком с диссоциальным расстройством личности (F60.2)
. как повод для наблюдения за лицом с подозрением на психическое расстройство (Z03.2)
при:
. интоксикации алкоголем или психоактивным веществом (F10-F19 с общим четвертым знаком .0)
. расстройствах поведения (F91. -)
. органических психических расстройствах (F00-F09)
. шизофрении (F20. -)
F63.2 Патологическое влечение к воровству [клептомания].
Расстройство, характеризующееся повторными безуспешными попытками человека противостоять желанию украсть какой-либо предмет, не являющийся для него необходимым или представляющим денежную ценность. Украденные предметы, напротив, могут быть испорчены, отданы задаром или припрятаны. Такое поведение обычно сопровождается возрастающим чувством напряжения до совершения кражи и ощущением удовлетворения в процессе кражи или сразу же после нее.
Исключены: депрессивное расстройство с воровством (F31-F33)
органические психические расстройства (F00-F09)
ограбление магазина как повод для наблюдения за лицом с подозрением на психическое расстройство (Z03.2)
F63.3 Трихотилломания.
Расстройство, характеризующееся заметной потерей волос вследствие повторных безуспешных попыток подавить желание
их выдергивать. Выдергиванию волос обычно предшествует растущее напряжение, а акт выдергивания сопровождается
расслаблением и чувством удовлетворения. Этот диагноз не следует ставить, если имеется ранее существовавшее воспа-
ление кожи или если выдергивание волос является реакцией на бред или галлюцинацию.
Исключено: стереотипное двигательное расстройство с выдергиванием волос (F98.4)
F63.8 Другие расстройства привычек и влечений.
Другие формы постоянно повторяющегося неадекватного поведения, которые не являются вторичными по отношению к диаг-
ностированному психическому синдрому и при которых очевидно, что пациент производит повторяющиеся безуспешные по-
пытки подавить влечение к такому поведению. Человек испытывает продромальный период напряжения, затем возникает
ощущение облегчения в процессе этого действия. Перемежающееся расстройство взрывного характера
F63.9 Расстройство привычек и влечений неуточненное

F64 Расстройства половой идентификации

F64.0 Транссексуализм.
Желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности. Желание подвергнуться хирургическому вмешательству или получить гормональное лечение с тем, чтобы достичь, насколько это возможно, соответствия предпочитаемому полу.
F64.1 Трансвестизм двойной роли.
Периодическое ношение одежды противоположного пола для того, чтобы насладиться временным участием в жизни противо-
положного пола, но без какого-либо желания изменить свой пол, в том числе и хирургическим путем, и без полового
возбуждения, сопровождающего переодевание. Расстройство половой идентификации в юности или зрелом возрасте не транссексуального типа.
Исключен: фетишистский трансвестизм (F65.1)
F64.2 Расстройство половой идентификации в детском возрасте.
Расстройство, первоначально обычно проявляющееся в раннем детстве (и всегда задолго до пубертатного периода) и ха-
рактеризующееся устойчивым и сильным страданием по поводу своего пола одновременно с сильным желанием быть лицом
другого пола или настойчивым требованием признать его таковым. имеются постоянная озабоченность одеждой и занятиями лиц другого пола и отказ от особенностей своего пола. Этот диагноз должен ставиться лишь при глубоком нарушении
половой идентификации, наличие черт сорванца у девочки или девичьих черт у мальчика недостаточно для его постановки.
Расстройство половой идентификации у лиц, достигших половой зрелости или входящих в пубертатный период, следует
классифицировать не этой рубрикой, а рубрикой F66. — .
Исключены: эгодистоническая половая ориентация (F66.1)
расстройство сексуальной сформированности (F66.0)
F64.8 Другое расстройство половой идентификации
F64.9 Расстройство половой идентификации неуточненное.
Отклонение от поведения, свойственного данному полу БДУ

F65 Расстройства сексуального предпочтения

Включены: парафилии
F65.0 Фетишизм.
Ориентированность на некоторые неживые объекты как стимуляторы полового возбуждения и полового удовлетворения.
Многие фетиши являются дополнениями к человеческому телу (например, предметы одежды или обуви). Другими распрост-
раненными примерами фетишей являются некоторые специфические материалы (например, резина, пластик или кожа). Фетишные объекты варьируются в своей значимости для индивида. Иногда они просто способствуют усилению сексуального возбуждения, достигаемого обычным способом (например, одевание партнера в специфическую одежду).
F65.1 Фетишистский трансвестизм.
Надевание одежды противоположного пола главным образом для того, чтобы добиться сексуального возбуждения и вызвать
образ индивида противоположного пола. Фетишистский трансвестизм отличается от транссексуального трансвестизма
своей ясно выраженной связью с сексуальным возбуждением и сильным желанием освободиться от одежды при наступлении
оргазма и последующего сексуального расслабления. Расстройство может оказываться ранней стадией развития транс-
сексуализма. Трансвестистский фетишизм
F65.2 Эсгибиционизм.
Повторная или устойчивая тенденция показывать свои половые органы посторонним лицам (обычно противоположного пола)
или людям в общественных местах без намерения вступить в близкий контакт. Обычно, но не всегда отмечается сексуальное возбуждение в момент показа половых органов, и этот акт чаще всего сопровождается мастурбацией
F65.3 Вуайеризм.
Повторная или устойчивая тенденция подсматривать за людьми в момент совершения ими сексуальных или интимных действий, таких, как раздевание. Это производится втайне от человека, за которым наблюдают, и обычно ведет к сексуальному
возбуждению и мастурбации
F65.4 Педофилия.
Сексуальная тяга к детям (мальчикам, девочкам или к тем и другим), обычно препубертатного или раннего пубертатного
возраста
F65.5
Садомазохизм.
Сексуальная тяга к действиям, которые связаны с причинением боли или вызыванием унижения и зависимости. Если индивид предпочитает быть объектом такой стимуляции, речь идет о мазохизме, если исполнителем ее, то о садизме. Часто индивид достигает сексуального возбуждения и от садистских, и от мазохистских действий. Мазохизм. Садизм
F65.6 Множественные расстройства сексуального предпочтения.
Иногда у одного пациента имеет место несколько сексуальных извращений, и их трудно ранжировать. Наиболее частой ком-
бинацией является фетишизм, трансвестизм и садомазохизм.
F65.8 Другие расстройства сексуального предпочтения.
Разнообразие других форм извращенных сексуальных влечений и действий, включая осуществление «грязных» телефонных
звонков; стремление притиснуться к человеку в переполненных толпой общественных местах с тем, чтобы вызвать половое возбуждение; сексуальные действия с животными; использование удушения или аноксии для увеличения сексуального
возбуждения. Фроттаризм [фроттаж]. Некрофилия
F65.9 Расстройство сексуального предпочтения неуточненное.
Сексуальная девиация БДУ

F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные
с половым развитием и ориентацией

Примечание. Сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство.

F66.0 Расстройство сексуального созревания.
Пациент страдает от неопределенности своей половой принадлежности или сексуальной ориентации, и это является причи-
ной тревоги и депрессии. Чаще всего это расстройство возникает у подростков, которые не уверены, являются ли они
в своей ориентации гомосексуалами, гетеросексуалами или бисексуалами, либо у индивидов, которые после периода явно
стабильной сексуальной ориентации (часто в период длительных связей) обнаруживают, что их сексуальная ориентация
изменяется.
F66.1 Эгодистоническая половая ориентация.
Половая принадлежность и сексуальное влечение (гетеросексуальное, гомосексуальное, бисексуальное или препубертатное) не вызывают сомнений, но индивид желает это изменить в связи с присоединившимися психологическими нарушениями
и расстройствами поведения и может добиваться лечения для такого изменения.
F66.2 Расстройство сексуальных отношений.
Половая принадлежность или сексуальная ориентация (гетеросексуальная, гомосексуальная или бисексуальная) являются
причиной трудностей в формировании и поддержании связи с сексуальным партнером.
F66.8 Другие расстройства психосексуального развития
F66.9 Расстройство психосексуального развития неуточненное

F68 Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F68.0 Преувеличение соматической симптоматики по психологическим причинам.
Соматические симптомы, которые соответствуют и вызваны подтвержденным физическим нарушением, болезнью или сниже-
нием физических возможностей, становятся преувеличенными или затяжными вследствие психологического состояния паци-
ента. Пациент обычно страдает от боли или снижения дееспособности и часто полностью поглощен своей тревогой (которая может быть оправданной) о возможности продолжения или прогрессирования боли и снижения дееспособности.
Компенсационный невроз
F68.1
Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера
[поддельное нарушение].
Пациент симулирует симптомы неоднократно по не вполне понятной причине и может даже нанести себе вред, чтобы вызвать признаки нарушений. Мотивация является неясной и внутренне, по-видимому, оправдана с целью взятия на себя роли
больного. Расстройство часто сочетается с заметными расстройствами личности и взаимоотношений.
Синдром «госпитальной блохи».Синдром Мюнхгаузена. Кочующий пациент.
Исключено: искусственный [артифициальный] дерматит (L98.1)
личность, симулирующая болезнь (с очевидной мотивацией) (Z76.5)
F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Нарушение характера БДУ.
Расстройство взаимоотношений БДУ

F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выяв-
ленному уровню навыков. Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики
F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
.8 Другие нарушения поведения
.9 Без указаний на нарушение поведения

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

F70 Умственная отсталость легкой степени

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.
Включены: слабоумие
слабо выраженная умственная субнормальность

F71 Умственная отсталость умеренная

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
Включена: умственная субнормальность средней тяжести

F72 Умственная отсталость тяжелая

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.
Включена: резко выраженная умственная субнормальность

F73 Умственная отсталость глубокая

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.
Включена: глубокая умственная субнормальность

F78 Другие формы умственной отсталости

F79 Умственная отсталость неуточненная

Включены: умственная:
. недостаточность БДУ
. субнормальность БДУ

НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (F80-F89)

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их
достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

F80 Специфические расстройства развития речи и языка

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на
уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
. физиологическое расстройство
. расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
. афазия БДУ (R47.0)
. апраксия (R48.2)
вследствие:
. потери слуха (H90-H91)
. умственной отсталости (F70-F79)
. в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
. экспрессивного типа (F80.1)
. рецептивного типа (F80.2)
F80.1 Расстройство экспрессивной речи.
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык
находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка
не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда. Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа.
Исключены: приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2)
дисфазия и афазия БДУ (R47.0)
элективный мутизм (F94.0)
умственная отсталость (F70-F79)
первазивные нарушения, связанные с развитием (F84. -)
F80.2 Расстройство рецептивной речи.
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком
уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются от-
клонения в произношении звуков. Врожденная неспособность слухового восприятия.
Связанная с развитием:
. дисфазия или афазия рецептивного типа
. афазия Вернике
Невосприятие слов.
Исключены: приобретенная афазия при эпилепсии [Ландау-Клефнера] (F80.3)
аутизм (F84.0-F84.1)
дисфазия и афазия:
. БДУ (R47.0)
. экспрессивного типа (F80.1)
элективный мутизм (F94.0)
языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
умственная отсталость (F70-F79)
F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера].
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
. БДУ (R47.0)
. при аутизме (F84.0-F84.1)
. вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8 Другие расстройства развития речи и языка. Сюсюканье
F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные.
Речевое расстройство БДУ

F81 Специфические расстройства развития учебных навыков

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F81.0 Специфическое расстройство чтения.
Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков
чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения
или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык
чтения и выполнения задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания,
которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении. В анамнезе
лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков
речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обуче-
ния в школе. "Отсталое чтение». Дислексия развития. Специфическое отставание в чтении.
Исключены: алексия БДУ (R48.0)
дислексия БДУ (R48.0)
трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93. -)
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования.
Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития
навыков спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено
низким уровнем интеллекта, наличием проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Рас-
стройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно.
Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения).
Исключены: аграфия БДУ (R48.8)
трудности спеллингования:
. связанные с расстройством чтения (F81.0)
. вследствие неадекватного обучения (Z55.8)
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.
Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной
отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные
арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических
действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях.
Связанная(ое)(ый): с развитием:
. акалькулия
. нарушение счета
. синдром Герстмана
Исключены: акалькулия БДУ (R48.8)
трудности счета:
. связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3)
. вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8)
F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков.
Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифмети-
ческих навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной от-
сталостью или неадекватным обучением в школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвеча-
ющих критериям подрубрик F81.2 и F81.0 либо F81.1.
Исключены: специфическое:
. расстройство арифметических навыков (F81.2)
. расстройство чтения (F81.0)
. расстройство спеллингования (F81.1)
F81.8 Другие расстройства развития учебных навыков.
Расстройство развития экспрессивного письма
F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное.
Неспособность к приобретению знаний БДУ. Неспособность к обучению БДУ. Расстройство обучения БДУ

F82 Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в
свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
. нарушение координации
. диспраксия
Исключены: нарушения походки и подвижности (R26. -)
нарушение координации (R27. -)
. вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех
случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80. -; F81. — и F82.

F84 Общие расстройства психологического развития

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F84.0 Детский аутизм.
Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у
ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных вза-
имодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диаг-
ностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пи-
щи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность. Аутическое расстройство.
Детский:
. аутизм
. психоз
Синдром Каннера.
Исключена: аутическая психопатия (F84.5)
F84.1 Атипичный аутизм.
Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или
отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику
следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и
недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необхо-
димой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характери-
зующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой
(других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у
лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи. Атипичный детский психоз.
Умственная отсталость с чертами аутизма. При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).
F84.2 Синдром Ретта.
Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие ослож-
няется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедле-
нием роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произ-
вольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие ос-
танавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и
апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отста-
лость.
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления
признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий
и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения. Детская деменция. Дезинтегративный психоз. Синдром Геллера.
Симбиозный психоз. При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.
Исключен: синдром Ретта (F84.2)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной
умственной отсталостью (IQ ниже 50), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреак-
тивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интел-
лектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Не-
известна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.
F84.5 Синдром Аспергера.
Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодей-
ствий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и
занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция
к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически
имеют место психотические эпизоды. Аутическая психопатия. Шизоидное расстройство в детском возрасте
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточненное

F88 Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития

F89 Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ,
НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (F90-F98)

F90 Гиперкинетические расстройства

Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.
Исключены: тревожные расстройства (F41. -)
расстройства настроения (аффективные) (F30-F39)
общие расстройства психологического развития (F84. -)
шизофрения (F20. -)

F90.0 Нарушение активности и внимания.
Дефицит внимания с гиперактивностью. Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Исключено: гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения (F90.1)
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения.
Гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное
Гиперкинетическая реакция детского или подросткового возраста БДУ. Гиперкинетический синдром БДУ

F91 Расстройства поведения

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая
недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.
Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные дис-
социальные действия не могут служить для него основанием.
Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
общие нарушения развития (F84. -)
шизофрения (F20. -)
расстройства поведения, связанные с:
. эмоциональными расстройствами (F92. -)
. гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи.
Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое,
разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается
пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91. -; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок
само по себе недостаточно для постановки диагноза.
F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.
Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соот-
ветствующего критериям рубрики F91. — , а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения по-
ведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.
Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип. Несоциализированное агрессивное поведение
F91.2 Социализированное расстройство поведения.
Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям
рубрики F91. — , а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся
у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.
Расстройство поведения, групповой тип. Групповое правонарушени. Правонарушение в ситуации члена банды.
Воровство в компании с другими. Манкирование школой, прогулы
F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.
Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выражен-
ным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или
более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям
рубрики F91. -; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки
диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям бо-
лее старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоци-
альным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отно-
шения поведение.
F91.8 Другие расстройства поведения
F91.9 Расстройство поведения неуточненное.
Детское:
. поведенческое расстройство БДУ
. расстройство поведения БДУ

F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций

Группа расстройств, характеризующихся сочетанием устойчивого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явно выраженной депрессией, тревогой или другими эмоциональными расстройствами. Эти состояния должны соответствовать критериям расстройств поведения в детском возрасте (F91. -), эмоциональных расстройств в детском возрасте (F93. -), невротических расстройств взрослого типа (F40-F48) или расстройств настроения (F30-F39).

F92.0 Депрессивное расстройство поведения.
Эта подрубрика предусматривает сочетание расстройств поведения (F91. -) с устойчивой и выраженной депрессией настроения (F32. -), что проявляется такими симптомами, как чрезмерное страдание, потеря интереса и удовлетворения от обычной деятельности, самопорицание и безнадежность. Могут также присутствовать расстройства сна и аппетита. Расстройство поведения, относящееся к рубрике F91. — , в сочетании с депрессивным расстройством, относящимся к рубрике F32. —
F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций.
Эта рубрика предусматривает сочетание расстройств поведения (F91. -) с устойчивой и выраженной эмоциональной симптоматикой, такой, как тревожность, одержимость или навязчивость, деперсонализация или дереализация, фобии или гипохондрия.
Расстройство поведения, относящееся к рубрике F91. — , в сочетании с:
. эмоциональным расстройством, указанным в рубрике F93. —
. невротическими расстройствами, указанными в рубриках F40-F48
F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное

Поделись статьей!